На уровне обыденного сознания люди привычно полагают, что человек остается тождественным самому себе на протяжении всей жизни. Однако жизненный путь любого из нас включает в себя не только относительно спокойные периоды, но и напряженные моменты интенсивных трансформаций. Возраст — понятие как биологическое, так и психологическое. Возрастные кризисы являются своего рода перекрестками судьбы, обойти которые не может никто. Любой такой кризис — это и опасность психического срыва, и переоценка пройденного пути, и открытие новых возможностей. Кризисы происходят независимо от желания и воли человека. Поэтому стоит подготовиться к ним заранее, вооружившись научными знаниями о ступенях личностного развития.
Женский «кризис 30» - это некий миф, который скорее культивируется (зачем-то) в околопсихологических разговорах, чем имеет место быть в реальности. На самом деле существует такое понятие, как «кризис идентичности», когда человек осознает, что необходимо перейти на некий иной жизненный этап, поставить себе новые, более высокие цели, пожертвовав чем-то «в уплату» за них. Человеку (и не только женщине) свойственно время от времени спрашивать себя: «кто я?», «тем ли я занимаюсь?», «так ли, с тем ли живу?». И бывают моменты, когда на первый вопрос звучит внутренний ответ «не знаю», а на все остальные – «нет». Это происходит вовсе не обязательно в 30, а тогда, когда человек дозрел до нового скачка личностного роста. И чем более творчески человек живет, чем более активно развивается, тем раньше первый экзистенциальный кризис может к нему прийти.
Возраст 45-50 лет для любой женщины достаточно сложный – это возраст менопаузы. Так или иначе, женщина, вошедшая в этот период, проходит через осознание того, что у нее больше точно никогда не будет детей, и очень вероятно, что от многих привычных радостей ей тоже теперь придется отказаться. Ее внешность заметно и необратимо меняется, и это тоже нужно принять. То, как женщина преодолеет этот период, напрямую зависит от того, найдет ли она для себя какие-то новые роли в жизни. Нередко женщины именно в этот период понимают, что брак, существовавший лишь ради детей, отжил, и в нем нет смысла, а работа наскучила. Стать домохозяйкой – значит принять стагнацию, оставив всё как есть. Решиться на перемены (поиск новой работы и, возможно – новой любви) – значит просто начать читать новую главу книги своей жизни. . Именно амбициозные молодые мужчины попадают в группу риска по раннему кризису середины жизни. Они хотят всё успеть, догнать и перегнать, и сталкиваются с неопределенностью и тревогой: ведь в современном мире каждую минуту может случиться всё, что угодно. А хочется гарантий. У женщин возрастные кризисы выглядят несколько иначе. Они привязаны скорее не к конкретным дням рождения, а к прохождению определенных циклов жизни семьи: замужество, рождение ребенка, уход детей из дома, и так далее. Конечно, когда муж – сверстник, и он исступленно «молодится», у жены неминуемо возникают смутные и не очень хорошие предчувствия: а не ждет ли его в том лесу (под елочкой), куда он отправился на пробежку, более молодая и подтянутая?
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - условное наименование переходных этапов от одного возрастного этапа к другому. В j детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность j детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (З.Фрейд, А.Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как "болезни развития", негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л.С.Выготский разработал оригинальную концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития - возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Выготский описал следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 года отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет -переход к дошкольному возрасту; кризис 7 лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах происходит коренная смена всей "социальной ситуации развития" ребенка - возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Возрастные кризисы - закономерные и необходимые этапы развития ребенка; таким образом, понятие "кризис" в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т.п.). Источник этого явления - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Это противоречие нередко приобретает острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьные годы в рамках возрастного кризиса у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания возрастных кризисов оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка. Наиболее яркую негативную окраску обычно имеет кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых. Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание кризиса.