« Обобщая собственный процесс деятельности, я приобретаю возможность иного отношения к нему.» Выгодский Лев Семёнович.
Анализируя, высказывая Выгодского, следует обозначить основные выражения к нему. Рефлексия( от лат. Reflexio - обращение назад)процесс самопознания субъектом внутренних непсихических процессов, актов и состояний. Понятие Р. Возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Беря во внимание тот факт, что любая наука не приемлет склонений, следует склонятся к убеждению, что Выгодский всё же делал акцент на понимание педагогом, той глубины педагогического процесса, при котором сам педагог может соотнести свои действия и поступки в свое работе, со своими внутренними убеждениями, действиями, целями, мотивами. В сложном процессе даны как минимум шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности, субъект каким он видит самого себя. Субъект каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Р таким образом, в нашем случае – это процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Именно в этом контексте, Выгодский пытается обозначить возможность осознание педагогического процесса, как взаимопроникновения, отторжение от субъекта действий педагога с дальнейшей её переработкой, корректировкой у педагога. Обозначая возможность понимания собственного процесса деятельности( а в нашем случае педагогической деятельности), следует отметить, что любой педагогический акт несёт переосмысления дальнейших действий педагога, его корректировку, усовершенствования, иного взгляда. Нельзя не в коем разе, делать заключения по отношению к отрицательному получаемому опыту: у меня не получилось, всё валится из рук, всё хватит. Только приобретая этот опыт( а он может быть различным), педагог имеет возможность иного отношения , понимания своей деятельности. Нельзя забывать : отрицательный опыт, тоже опыт, а в ряде случаях более ценный, несущий более глубокое понимание педагогического процесса, воспитание как форма взаимопроникновения, в психические особенности ученика, а ученика в учителя. Отталкиваясь из своего, опыта конечно можно сказать о том, что существует большая возможность учителю совершенствовать своё мастерство, и конечно же, менять отношения к нему, что вполне естественно. Можно с полной уверенностью говорить о цикличности педагогического процесса, как форме постоянно роста, поиска новых форм иного, свойственного только учителю личного отношения к ним. Опыт, что приобретает педагог в процессе своей деятельности, трудно переоценить, и дальнейшее отношение к нему, есть ни, что иное, как переосмысление переработка, той информации, что получена в процессе сотрудничества с ребёнком. Несколько пунктов для более детального понимания собственного опыта. 1 Собственный опыт не должен, являться статичным материалом в педагогическом процессе. 2. Нельзя отрицать, то, чего не понимает педагог. 3. Стремится расширить, свою позицию, вглядываясь в опыт другого человека. 4. Искать компромисс, с другими мнениями 5. Брать лучшее из другого опыта, делясь своим.
Идеи Выгодского , о том что психические функции человека имеют подвижность и преобразуются в Высшие функции, находит своё подтверждения в его книги «История развития высших психических функций», где большоё место уделяется рефлексии, как способу саморазвития человека. Психолог И.А. Гилёв