Пятница, 29.11.2024, 06:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Кабинет психолога-консультанта

Меню сайта
Категории раздела
Статьи Гилева Ивана [12]
Информация о консультантах [1]
Способы оплаты [1]
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Статьи и информация о консультантах

    Главная » Статьи » Статьи Гилева Ивана

    О добром, вечном ну...ах да, разумном.

          Толстой   создал   оригинальную   систему   дидактических   взглядов,

    обогатившую науку новым подходом к решению основных  проблем  образования  и

    воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и  развитие  творческих

    сил ребенка, его инициативы и самостоятельности  -  такова  основная  задача

    Толстовской школы.  Цель  воспитания,  по  Толстому,  должна  заключаться  в

    стремлении к  гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

        Единственным    критерием   педагогики   Толстой   объявлял    свободу,

    единственным методом - опыт. Толстой ставил  перед  собой  задачу  выстроить

    новую педагогическую систему. Для создания  новой  педагогики  Толстым  была

    использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая  лаборатория,

    экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа  стала

    "опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы”.

     

              2.1. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой  обосновывал

    и всю  педагогическую  концепцию.  Толстой  по-новому  подошел  к  пониманию

    сущности  учебного  процесса.  Толстой-педагог  велик  тем,  что  глубже   и

    всесторонне,  чем  кто-либо   из   его   современников,   последователей   и

    предшественников, понял необходимость  изучения  внутреннего  мира  ребенка,

    его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр  своей  педагогической

    концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему  дидактических

    принципов, которую мы ниже рассмотрим, в часности, следующие принципы:

    принцип сознательности и активности обучения;

    принцип связи обучения с жизнью;

    принцип доступности обучения;

    принцип прочности усвоения знаний;

    принцип природосообразности.

    После ознакомления с  саксонскими  школами  Толстой  отмечал  в  своем

    дневнике, что все обучение построено там на бездумном  заучивании  наизусть,

    а детская психика изуродована запугиванием, побоями.  Ярко  и  точно  описал

    Толстой различия в психическом состоянии детей: " Стоит взглянуть на  одного

    и  того  же  ребенка  дома,  на  улице,  или  в  школе,  -  то   вы   видите

    жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на  устах,  во

    всем ищущее поучения, как радости,  ясно  и  часто  сильно  выражающее  свои

    мысли своим языком,  -  то  вы  видите  измученное,  сжавшееся  существо,  с

    выражением усталости, страха, скуки, повторяющее одними губами  чужие  слова

    на чужом языке, - существо, которого душа, как  улитка,  спряталась  в  свой

    домик, все высшие  способности  -  воображение,  творчество,  соображение  -

    уступают место каким-то другим, полуживотным способностям ...  одним  словом

    способность подавлять в себе все  высшие  способности  для  развития  только

    тех, которые совпадают со школьным состоянием - страх, напряжение  памяти  и

    внимание...”[3] (П С "О народном образовании” С. 72) Какое  ужасающее  своей

    справедливостью наблюдение!

     

        2.1.2. Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает  принцип

    связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую  систему  немецких  школ,

    которая была оторвана  от  жизни,  от  народа,  Лев  Николаевич  справедливо

    подмечал, что чем богаче  и  разностороннее  жизненный  опыт  учащихся,  тем

    больше возможностей успешно обучать детей в школе,  тем  легче  установление

    межпредметных связей и повышение учебной мотивации.

     

         Лучшим приемом для  достижения  доступности  обучения  Толстой  считал

    накопление учащимися возможно  большего  количества  конкретных  сведений  и

    фактов, в  отличие  от  традиционного  сообщения  обобщенных  и  отвлеченно-

    абстрактных  истин.   По   Толстому,   педагогу   необходимо   исходить   от

    конкретного, жизненного опыта детей,  от  частных  фактов  и  явлений  вести

    детей  к  обобщениям.  Толстой  рекомендовал  учителям   обращать   внимание

    учеников на полное понимание совершаемых ими действий, использовать  элемент

    проблемности в обучении, подводить  учащихся  к  самостоятельному  выведению

    правил,  заключений.  Вот  как  он  формулирует  данное  положение  в  своем

    педагогическом труде "Общие замечания для учителя”:   "Давайте  ученику  как

    можно больше сведений и вызывайте его  на  наибольшее  число  наблюдений  по

    всем отраслям знания, но как  можно  меньше  сообщайте  ему  общих  выводов,

    определений,  подразделений  и  всякой  терминологии.”[5]  (Л.  Н.  Толстой.

    Педагогические сочинения. М., 1953, стр. 340).

      Свои педагогические соображения о  сути  прочных  знаний  и  путях  их

    достижения он  разрабатывал  не  только  на  основе  своего  личного  опыта,

    наблюдений  за  деятельностью  школ  в  России  и  за  рубежом  и  обобщения

    педагогической практики, критического осмысления педагогической  литературы,

    но и с учетом научных данных современного  ему  естествознания  об  условно-

    рефлекторной деятельности мозга, роли анализаторов в восприятии  и  усвоении

    информации, единстве организма с факторами внешней среды.  В  частности,  он

    опирался на известные труды  великого  русского  физиолога  И.  М.  Сеченова

    "Рефлексы головного мозга” и "Элементы мысли”.

          Существенными признаками прочного знания Толстой считал понимание сути

    изучаемого, умение  связать  части  знания  в  целое,  установить  причинно-

    следственные отношения явлений, умение объяснить и  разъяснить  другому  то,

    что самому  ясно  и  понятно.  Именно  о  прочности  знания  говорит  умение

    самостоятельно связать новое знание с прежним  запасом  знаний  по  принципу

    сходства, различия, противопоставления,  умение  свободно  оперировать  ими,

    применить теоретическое знание к практике, объяснить  те  или  иные  явления

    окружающей действительности с точки зрения  усвоенных  знаний,  и,  наконец,

    быстрое, точное и легкое воспроизведение имеющихся знаний в  связи  с  новым

    материалом, через любой промежуток времени.

          2.2.1. Могучим средством достижения  сознательных  и  прочных  знаний

    Толстой считал наглядность.   В  это  понятие  он  вкладывал  очень  широкий

    смысл. Это средство, обеспечивающее ребенку  чувственно-образное  восприятие

    действительности. Наглядность в обучении должна быть  так  применена,  чтобы

    обеспечить  яркое  эмоциональное   запоминание   ребенком   живых   образов,

    возбудить детское воображение, творческую фантазию, стремление  к  глубокому

    познанию  вещей,  явлений.  Поэтому  Толстой  признавал  почти   единственно

    правомерными  средствами  наглядности  сами  реальные  предметы,  окружающую

    ребенка действительность и пополнение впечатлений о ней  через  повседневное

    наблюдение  в  быту,  труде,  детских  играх,  прогулках,  и,  конечно   же,

    целенаправленно, через школьные опыты, эксперименты, экскурсии.

     

         2.2.2. Значительное  место  среди   методов  обучения,  активизирующих

    учебный процесс, занимает  "рассказ-рассказывание”.  Л.  Н.  Толстой  строил

    рассказ по интересному  сюжету,  образно  описывал  переживания  и  поступки

    действующих  героев,  увлекая  детей  и  заставляя  их  сопереживать  героям

    произведений. Выразительность языка,  глубокое  впечатление  от  содержания,

    сила морального воздействия на учащихся  -  таковы  характерные  особенности

    толстовских рассказов. Толстой писал:  "Когда  идет  новый  рассказ  -   все

    замерли, слушают.  Когда  повторение  -  тут  и  там  раздаются  самолюбивые

    голоса,  не  могущие  выдержать,  чтобы  не  подсказать   учителю”[9].(п   с

    "Яснополянская школа за ноябрь...” с 163 ) Эта  эмоциональная  приподнятость

    на уроке достигалась  за  счет   педагогического  мастерства  Толстого,  его

    писательского таланта и исключительной любовью к детям. Безусловно,  что  не

    каждый педагог, даже опытный педагог-мастер может осуществить  данный  метод

    на уроке.

     

    Толстой  понимал   под   традиционным   воспитанием

    умышленное и принудительное формирование сознания учащихся. В  своей  работе

    "Воспитание  и  образование  он  пишет:  "Воспитание  есть   принудительное,

    насильственное воздействие одного лица на другое с целью  образовать  такого

    человека, который нам кажется хорошим”. (П С 242) Он резко  противопоставлял

    воспитание образованию:  "...Образование  есть  свободное  отношение  людей,

    имеющее  своим  основанием  потребность  одного  приобретать  сведения,    а

    другого - сообщать уже приобретенное  им”.  (242)  Сущность  образования  он

    видел в  элементарном  усвоении  детьми  фактических  знаний,  сообщаемых  в

    школе. Свободное  воспитание  Толстой  понимал  в  60-х  годах  как  процесс

    самопроизвольного  раскрытия  высоких   нравственных   качеств,   изначально

    присущих  детям,  процесс  обогащения  их  сознания  при  осторожной  помощи

    педагога, который не имеет  права  "принудительно”  влиять  на  формирование

    взглядов детей.

        "Критериум свободы” выражал в  педагогике  Л.  Н.  Толстого  новый  тип

    общения и подхода к личности ребенка. Если один учитель  видит  свою  задачу

    только в том, чтобы научить ученика решать задачи, второй  -  чтобы  научить

    детей правописанию и синтаксису и т. д., то вскоре  школа,  общество,  семья

    будет пожинать печальные плоды пренебрежения  нравственной  идеей  обучения.

    Толстого прежде всего интересует личность человека, его  нравственный  облик

    и место на земле, "в человечестве и вселенной”, формирование  всей  личности

    ребенка, а не отдельных его черт ума и характера.

           По  мнению  Толстого,  свобода  является  для  учителя  своеобразным

    средством проверки, насколько удовлетворительна  постановка  преподавания  в

    школе,  то  есть  насколько  учитель  удовлетворяет  запросы  детской  души,

    детской  любознательности.  Чем  глубже  педагог  знает  детскую  душу,  тем

    свободнее чувствуют себя дети на его уроке. Он отмечал:  "...  Граница  этой

    свободы сама собой определяется  учителем,  его  знанием,  его  способностью

    руководить школой... мера этой свободы есть только  результат  большего  или

    меньшего знания и таланта учителя”.

         Лучшим приемом для  достижения  доступности  обучения  Толстой  считал

    накопление учащимися возможно  большего  количества  конкретных  сведений  и

    фактов, в  отличие  от  традиционного  сообщения  обобщенных  и  отвлеченно-

    абстрактных  истин.   По   Толстому,   педагогу   необходимо   исходить   от

    конкретного, жизненного опыта детей,  от  частных  фактов  и  явлений  вести

    детей  к  обобщениям.  Толстой  рекомендовал  учителям   обращать   внимание

    учеников на полное понимание совершаемых ими действий, использовать  элемент

    проблемности в обучении, подводить  учащихся  к  самостоятельному  выведению

    правил,  заключений

     

        Эмоциональное возбуждение ребят Лев Николаевич умело направлял в  русло

    познавательной  деятельности.  Оживление  учеников  поддерживалось  на  всем

    протяжении урока. Л.  Н.  Толстой  писал:  "Задача  учителя,  которую  почти

    каждый исполняет бессознательно, состоит в том, чтобы постоянно давать  пищу

    этому оживлению и постепенно отпускать поводья ему”[12] (П с "Ясноп.  Школа”

    с. 200)

     

          2.2.4.  Иногда  Толстой  в  процессе  обучения   создавал   "ситуацию

    затруднения” как средство активизации  мыслительной  деятельности  учащихся,

    причем  создавались  такие  условия,  при   которых   путем   комбинирования

    известного  предполагалось  нахождение  нового.  Толстой  был  прав,   когда

    требовал гибкости применения методов обучения.  Всякий  метод,  заявлял  он,

    можно извратить, если подойти к нему формально, не поняв  его  существа,  не

    почувствовав живую душу.  В  этом  выводы  Толстого  полностью  совпадали  с

    высказываниями немецкого педагога  А.  Дистервега,  который  утверждал,  что

    всякий метод плох, если приучает  учащихся  к  простой  восприимчивости  или

    пассивности, и хорош, если возбуждает в них самостоятельность.

         Толстой в книге "Путь жизни”  приводит  слова  Эмерсона,  показывающие

    высокую ценность самостоятельности разума: "Верь или будь проклят”.  В  этом

    главная причина зла. Если человек  принимает  без  рассуждения  то,  что  он

    должен бы был разобрать своим разумом, человек в конце  концов  отвыкает  от

    рассуждения и подпадает  проклятию  сам  и  вводит  в  грех  своих  ближних.

    Спасение людей в том, чтобы каждому научиться думать своим умом”.

          Л. Н. Толстой указывал на неразрывную связь ума,  добродетельности  и

    самостоятельности: "Для доброй жизни нужен свет разума. А  для  того,  чтобы

    разум был светел, нужна  добрая  жизнь...  Надо  не  поддаваться  тому,  что

    делают другие, а жить своим умом”. (Ежов 54)

     

          2.3.2. Толстой уделял большое внимание  раскрытию  сущности  принципа

    свободы в воспитании и обучении детей, предложив свое решение проблемы.  Уже

    на раннем этапе становления педагогических взглядов Толстой указывал на  то,

    что необходимо изучить главный "критериум” педагогики - свободу:

     

     

     

    ФМ Достоевский " Мы дадим им тихое, смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они созданы. О, мы убедим их на конец не гордиться, ибо ты вознёс их и тем научил гордиться.Мы заставим их работать, но в свободные от часов труда мы устроим им жизнь , как детскую игру, с детскими песнями , хором и невинными плясками. О , мы разрешим им и грех , ибо они слабы и бессильны." - гениальный ужас, низвергает Великий Инквизитор пытаясь дать счастье человеку-одно надо решение. отказаться от Бога и его дарованной свободы. " Мы не с Тобой, а с Ним"- с тем миром, что ведёт к гибели человека.

     

    Категория: Статьи Гилева Ивана | Добавил: Ивагиле (01.09.2010)
    Просмотров: 595 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: